Отправить заявку на сертификацию, декларирование

ЗАМЕЧАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции»

1 Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» (далее – ТР ТС), как и все проекты технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию, имеет декларативный характер с перечислением показателей безопасности из СанПиН 2.3.2.1078-01, а идентификационных показателей - из национальных стандартов. В нем не отражены четкие требования в отношении производства, транспортирования, хранения. Заложены неэффективные формы подтверждения соответствия.

 

1.1 Нечетко поставлены требования в разделе VII, п.37, абзац 3, раздел VII, п.38, абзац 1, 4 и других, например:

1.1.1 «Инфицированная продукция, опасная для людей и животных, перед уничтожением или в процессе уничтожения подвергается обеззараживанию» (Как, кем, чем, в присутствии кого?)

1.1.2 «Допускается розлив алкогольной продукции в стеклянную оборотную тару.......» (Требования к обработке оборотной тары опущен, хотя используемые моющие средства при обработке тары несут опасность для здоровья человека при неправильном их подборе, использовании, смыве. В Системе ХАССП операция мойки является предметом особого исследования по химическим опасностям) .

1.1.3 «Для упаковки алкогольной продукции применяется упаковка, обеспечивающая ее безопасность и сохранение ее качества....» (Не указано где изложены требования безопасности? Кто определяет ее безопасность и каким образом?)

1.2 В разделе VII, п.38, абзац 7 не отражено, каким документам должны отвечать упаковочные средства до введения в действие технического регламента Таможенного союза или технического регламента ЕврАзЭС.

1.3 В разделе VII, п.40, подпункт 6 нечеткое требование: «Допускается информацию о массовой концентрации сахаров заменить на информацию о наименовании по содержанию сахара (брют, сухое, полусухое, полусладкое и др.), если это предусмотрено регламентом;» (Не записано каким регламентом это может быть предусмотрено?)

1.4 Несмотря на то, что во всех странах - участниц Единого Таможенного союза действуют Санитарные нормы и правила, в которых отражены требования к соблюдению личной гигиене персонала, в настоящем проекте ТР, выбор способов соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности алкогольной продукции предоставляется самому изготовителю алкогольной продукции и продавцу (п.25, п.п.9).

1.5 В разделе VII, п.40, подпункт 1 «Наименование продукции (товара) может быть дополнительно нанесено буквами латинского алфавита......». (Можно понять о запрете использования фантазийных наименований, записанных только латинскими буквами, например, водка «XTAR» и другие).

 

2 Раздел III, IV подпункты 12-14

2.1 Проектом ТР введен новый документ - уведомление. Считаем его введение нецелесообразным, поскольку он, кроме удорожания продукции за счет оформления новых бумаг и расширения штата по их просмотру, никакой гарантии обеспечения безопасности алкогольной продукции, включая исключение контрафактной и фальсифицированной продукции, не дает. Кроме того, особенности технологического процесса производства и другая информация, которую должны указывать в уведомлении, может быть для отдельных видов продукции конфиденциальной, и, соответственно, ее нецелесообразно размещать в реестр, для пользования заинтересованных лиц.

2.2 На наш взгляд, с целью прослеживаемости продукции в процессе его производства, транспортирования и реализации, необходимо создать условия ее идентификации на всех стадиях жизненного цикла. Это возможно, если индивидуальный номер регистрации декларации о соответствии или сертификата соответствия проставлять в едином знаке обращения продукции на рынке. Продавец и потребитель могут по этому индивидуальному номеру, найти наименование предприятия и провести его идентификацию с наименованием предприятия, указанным на этикетке.

Кроме того, по указанному индивидуальному номеру можно найти в реестре деклараций о соответствии или в реестре сертификатов соответствия не только информацию о документах, подтверждающих подтверждение соответствия, но и наименование продукции, информацию об изготовителе/ продавце, органе по сертификации и дополнительно получить от них наиболее полную и достоверную информацию.

Единый знак обращения продукции на рынке обезличен. Не наносить его на этикетку, даже не соблюдая требования технического регламента, может только ленивый.

2.3 Требования отдельных абзацев уведомления составлены некорректно. Так, например, начало фразы абзаца 5 пункта 14: «В случае выявления в уведомлении недостоверной информации, выпуска в обращение алкогольной продукции, не соответствующей требованиям регламента...», можно понять двояко: «Производитель, заполняя уведомление, указал в ней недостоверную информацию по алкогольной продукции несоответствующую требованиям регламента», или «Выявлена алкогольная продукция, выпущенная в обращение, не соответствующая требованиям регламента».

 

3 В разделе VII, п.33 отдельные серьезные требования, установленные нормативными актами Российской Федерации, отдаются на «откуп» изготовителю. Так по пункту 33 абзац 1 алкогольная продукция в целях обеспечения установленных регламентом требований к алкогольной продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки, установленными изготовителями такой продукции, а в случае их отсутствия – в соответствии с условиями хранения алкогольной продукции, установленными изготовителем такой продукции.

 

4 В разделе II, п. 7, подпункт 5 и Приложение 5 к алкогольной продукции необоснованно отнесены пищевые продукты содержащие этиловый спирт: изделия кондитерские сахаристые, колбасы сырокопченые, продукты кисломолочные и другие .

 

5 Раздел VII, п.26, подпункты 1-3, приложение 4 (схема декларирования о соответствии 6 Д),

По ТР ТС программа производственного контроля должна содержать трудно выполняемые без знания Системы ХАССП требования. Например, определение опасных факторов, контролируемых параметров и т.д.

В то же время, отсутствуют требования включения в программу производственного контроля требований по проведению исследований показателей безопасности и идентификационных показателей, указанных в приложениях проекта ТР, что может привести к отсутствию контроля продукции на отдельных предприятиях.

 

6 В разделе VII, п.33 и других пунктах, устанавливая жесткие требования, например, к воде, используемой для мойки внутренних поверхностей емкостей, грузовых отделений транспортных средств и других, которая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде законодательств государств- членов Таможенного союза, не устанавливаются требования к моющим и дезинфицирующим средствам, которые по Решению Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» должны иметь Свидетельство о государственной регистрации, а по Системе ХАССП входят в опасные факторы и далее - в критические контрольные точки.

 

7 В разделе VII, п. 30 записано:: «В отношении сырья растительного происхождения, используемого при производстве алкогольной продукции, обязательно наличие информации о применении пестицидов при выращивании....», однако ни в одном из пунктов этого проекта ТР не требуется исследование сырья на содержание в нем остаточного количества пестицидов, используемых при выращивании.

 

8 Раздел VII, п. 30, абзац 3 нечетко изложен: «При производстве алкогольной продукции из сырья, полученного из генномодифицированных (трансгенных) организмов (ГМО) растительного, микробиологического и животного происхождения, должны использоваться линии ГМО, прошедшие государственную регистрацию.»

 

9 Запрет пластиковой потребительской упаковки, изложенный в Разделе VII, п.38, абзац 2, считаем нецелесообразным и экономически невыгодным как для предприятий, потребителей, так и для государства в целом. Пиво в бутылках из полиэтилентерефталата пользуется большим спросом у потребителей, и составляет более 50% от общего объема производства пива. Соответственно, пострадают не только предприятия, бюджет республик, но и, главное,- потребители.

 

10 Имеется противоречие требований, изложенных в п. 54, в котором отсутствуют описания процедур схем 5Д и 6Д, с Приложением 4, в котором для алкогольной продукции используются схемы 5Д и 6Д.

 

11 Раздел VIII, приложение 4

11.1 Предлагаем включить обязательную сертификацию для алкогольной продукции, которая, чаще других находится в обороте фальсифицированной и контрафактной, или дать право заявителю самому выбрать форму подтверждения соответствия, включив обязательное декларирование о соответствии или обязательную сертификацию. Обоснование этого предложения изложено ниже.

11.1.1 Заложив в ТР ТС только одну форму обязательного подтверждения соответствия - декларирование о соответствии, без сертификации продукции или Системы качества, основанной на принципах ХАССП, которая обязательна в Европе и законодательно введена Постановлением (ЕС) Европейского парламента и Совета № 852/2004 от 29 апреля 2004г. в странах ЕС, делает потребителя незащищенным от потенциально опасной продукции, выработанной недобросовестным товаропроизводителем.

11.1.2 По своей невостребованности, как у продавцов, так и у потребителей, декларация о соответствии, равноценна удостоверению качества и безопасности, которое оформляет предприятие по результатам исследований продукции в своей лаборатории. (В настоящее время, указанное удостоверение должно предъявляться по требованию покупателя по закону РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г №2300-1 (ст. 10 п.3), по Постановлениям Правительства РФ от 19.01.1998г. №55 (раздел II, п.32 последний абзац), от 29.09.1997г. №1263 и по другим документам).

Выработав нестандартную продукцию, безответственный руководитель все равно реализует ее с удостоверением качества и безопасности, в котором не указаны несоответствия.

11.1.3 Порядок принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 766, нарушают почти все предприятия Российской Федерации. Несмотря на то, что изготовитель (продавец, исполнитель), принявший декларацию о соответствии, в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия, обязан в 3-дневный срок сообщить о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации, с 1999 года ни одно предприятие не обратилось в орган по сертификации с просьбой о прекращении действия декларации о соответствии, а органы государственного надзора, после своей проверки, не поинтересовались о соблюдении указанного Постановления.

11.1.4 Декларацию о соответствии на основании собственных доказательств может оформить любой, включая недобросовестного товаропроизводителя, например, по фальсифицированному протоколу испытаний.

Без отбора образцов представителями третьей стороны (АИЛ, ОС, государственного надзора, территориальных органов Росстандарта, а в Республике Беларусь и Республике Казахстан – Госстандарта), схема принятия декларации о соответствии с участием третьей стороны (АИЛ или АИЦ) равноценна декларации о соответствии на основании собственных доказательств.

11.1.5 Регистрация алкогольной продукции нового вида эффективна только при постановке продукции на производство, т.е. на момент регистрации, но, в связи с отсутствием контроля за производством со стороны регистрирующего органа, не гарантирует стабильного выпуска качественной и безопасной продукции на протяжении ее производства.

11.1.6 Как бы ни критиковали обязательную сертификацию продукции, она пользуется доверием среди потребителей, торгово-закупочных организаций и крупных торговых серей, которые при заключении договоров включают требования наличия сертификатов соответствия на продукцию и систем менеджмента на производство. Однако изготовителя (продавца, исполнителя) практически лишили выбирать форму подтверждения соответствия – обязательную сертификацию или обязательное декларирование о соответствии, которые заложены в национальной системе Республики Беларусь и в действующих технических регламентах Республики Казахстан.

10.2 Кроме введения обязательной сертификации, предлагается:

- срок действия декларации о соответствии (п.59 настоящего проекта ТР) ограничить по национальным документам Республики Беларусь (ТКП 5.2.02-2005 п.5.7): не более 3-х лет для продукции серийного производства и не более 1 года – для партии продукции, а декларацию о соответствии заполнять только на один вид продукции, а для импортируемой продукции – на один вид продукции одного изготовителя.

 

Зам.директора

ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» Л.А.Артамонова

Эксперт по сертификации минеральных вод, пивобезалкогольной, винодельческой и ликероводочной продукции, сертификат компетентности эксперта РОСС RU.0001.310240

Эксперт-дегустатор в области напитков, ликероводочной и винодельческой продукции, сертификат компетентности РОСС.RU.0001.27779.00014

Эксперт-аудитор по качеству пищевой продукции, сельскохозяйственного сырья и винодельческой, ликеро-водочной продукции, пива, безалкогольных напитков, минеральной воды, питьевой воды, соков и сокосодержащей продукции, сертификат компетентности № BY/112 07.01.01/02 077 2836

 


Другие новости:
09.11.2011
10 ноября 2011 - Всемирный день качества
09.11.2011
ЗАМЕЧАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
08.11.2011
Орган по сертификации продукции и услуг ЗАО «РСМЦ «Тест – Татарстан» в конце ноября проводит на своей базе бесплатные семинары с дегустацией зашифрованных образцов продукции для специалистов предприятий пищевой промышленности.
18.10.2011
18 октября 2011 года в ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» состоялся семинар на тему: «Требования к сертификации продукции в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
12.10.2011
12 октября в ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» состоялся семинар на тему: «Порядок подтверждения соответствия молока сырого требованиям Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ « Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
12.10.2011
12 октября 2011 года проводилась дегустация кефира и творога. Специалисты ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан» приняли участие работе дегустационной комиссии.

Все новости